Тренинг журналистов

по медиаграмотности прошел в г.Алматы при поддержке Регионального Офиса ЮНЕСКО в г. Алматы 24 октября 2024 г.

В 2021 году Генеральная Ассамблея ООН постановила отметить Глобальную Неделю Mедийной и Информационной Грамотности, ежегодно с 24 по 31 октября, чтобы подчеркнуть необходимость фактической, своевременной, целевой, ясной, доступной, многоязычной и научно обоснованной информации.

В этой связи Региональный офис ЮНЕСКО в Алматы совместно с ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» провели  региональный тренинг «Укрепление институционального потенциала СМИ в странах Центральной Азии с целью интеграции медийной и информационной грамотности (МИГ) и поддержания целостности медиа-ландшафта»  в гибридном формате (офлайн и онлайн).

В тренинге приняли участие журналисты стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана). Журналисты, желающие принять участие в тренинге, заполнили анкеты и прошли предварительный отбор. Всего было подано 82 анкеты. Возраст участников приводится на снимке ниже.

Свыше 57% участников имеют опыт работы в журналистике 10 лет и выше.

Более 40% участников журналисты, 25% работают редакторами СМИ, ТВ каналов и радио, 21% являются преподавателями, 8% директорами медийных агентств и издательств. 

Участниками тренинга были журналисты республиканских и региональных газет и веб-сайтов, телевидения и радио, преподаватели университетов и различных медийных НПО.

Спикерами семинара-тренинга выступили:

Гульнар Асанбаева, высококвалифицированный эксперт в области журналистики, медиаменеджмента, журналистского образования, медиаисследований и информационной грамотности в СМИ. Использует превосходные коммуникативные навыки для построения значимых, доверительных отношений, которые превосходят требования партнеров. Высококвалифицированный руководитель проектов, умеющий принимать важные решения, контролировать сроки и проводить командные проверки. Обладает навыками анализа и количественного решения проблем, стремится к развитию и совершенствованию команды.

Татьяна Голубцова, журналист, медиатренер, руководитель проектов Ассоциации «Психология-Бизнес-Медиа», главный редактор издательского центра «Выбирай. Астана. Караганда», имеет награды: благодарственное письмо Министра культуры, спорта и туризма Республики Казахстан (2021 г.), знак «Отличник информационной работы» от Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан, специальный приз за активное продвижение медийной и информационной грамотности в Центральной Азии.

Шавкат Сабиров, эксперт онлайн-измерений медиа, специалист в области ИКТ и информационных технологий, руководитель проекта онлайн-измерений в странах Центральной Азии mediametrics.kz, президент «Интернет Ассоциация Казахстана», более 25 лет опыта работы в сфере ИТ и управления интернетом, интернет-СМИ, социальных сетях, интернет-платформах и проектах, связанных с ИИ, эксперт в области ИКТ и электронного правительства в Казахстане, руководил проектами в информационной сфере, участвует в различных международных конференциях, таких как ICANN, RIPE NCC, ОБСЕ, ЭКОСОС ООН, имеет государственную награду медаль «За трудовое отличие», ведомственную награду МЦРИАП РК нагрудный знак «Лучший работник цифровизации».

Гульнар Асанбаева рассказала о медиаландшафт в странах Центральной Азии, медиапотребление и медиаграмотность в странах Центральной Азии (по результатам социологических исследований в 5 странах ЦА), провела тренинг по вопросам: влияние Интернета на медиапространство в странах региона; о социально-экономическом статусе и демографических характеристиках медиапредпочтений пользователей; о потребителях СМИ в странах региона для выявления достоверной информации и противостоянию манипулированием общественным мнением и распространением недостоверной информации, ложных новостей и дезинформации.

Татьяна Голубцова рассказала о методах цифровой проверки информации, как предупредить распространение дезинформации и фейковых новостей. Кроме этого участники тренинга по руководством Голубцовой Т. обучились игровым методам по вопросам медиаграмотности на авторских играх: приложение «МедиаДжунгли» и карточная игра MediaPolice. Игры способствуют развитию критического мышления у журналистов ради точного, актуального и объективного освещения событий.

Шавкат Сабиров рассказал о медиаграмотном использовании цифровых платформ, тенденциях их развития в условиях турбулентной мировой политики, влиянии цифровых платформ на контент и их ограничения, развитии контента на цифровых платформах в странах Центральной Азии в современных условиях.

В заключении участники тренинга провели изучение медиаграмотности на практике. Каждый участник рассказал о собственном опыте в области медиаграмотности, затем позже они обменялись опытом. По результатам тренинга были выработаны рекомендации для СМИ по разработке и реализация внутренней редакционной политики для продвижения МИГ.

Всем участникам тренинга были вручены книги по визуальной медиаграмотности «Научись уже делать картинки» и сертификат о прохождении тренинга ЮНЕСКО.

вручение сертификатов о прохождении тренинга.

По окончании тренинга представители СМИ и студенты, принявшие активное участие в мероприятии, были награждены памятными подарками и сертификатами.