Основные принципы защиты прав пользователей Интернета создавались одновременно с принятием Закона РК «О государственной программе формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы» в ноябре 2004 г.
Принятие указанного Закона РК позволило начать процесс создания эквивалентности прав пользователей Интернета онлайн/офлайн наравне с традиционными услугами государства, поскольку востребованность услугами государства формируют базу знаний граждан страны и привычками использовать цифровое пространство для в обществе.
Для этого на примере стран Европы, США и Азии были приняты совершенно новые законы Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О персональных данных и их защите», «О доступе к информации», «Об информатизации», «О платежах и платежных системах» и другие. В существующие законы «О связи», «О правах потребителей» и «О торговой деятельности» были внесены необходимые изменения и дополнения.
Очевидно, что использование государственных документов в цифровом виде должно сопровождаться с одновременной защитой прав граждан в цифровой среде и созданием необходимой инфраструктурой во всех отраслях экономики, включая защиты персональных данных, обеспечение гарантированного доступа к информации, использования соответствующих банковских услуг и т.д.
Так, например, закон об информатизации устанавливает принципы, гарантии, права и обязанности в отношении использования Интернета в Казахстане. Статья 7 Закона РК о доступе к информации четко определяет права пользователей Интернета на получение и распространение информацию любым не запрещенным законом способом, обращение с запросом о предоставлении информации, проверку достоверность и полноту получаемой информации, отзыв запроса, не обоснование необходимости получения информации, обжаловании незаконного ограничения права на доступ к информации, действия (бездействие) должностных лиц, требование в установленном законом порядке возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного ему нарушением его права на доступ к информации.
Пандемия Covid-19 привела население страны к виртуализации и использованию Интернета для работы, обучения, развлечения и других видов общественного взаимодействия.
Такая деятельность требует нормативно-правового обеспечения, необходимы прописанные в законах правовые механизмы с надлежащим уровнем детализации (онлайн-образование, удаленная форма онлайн работы, онлайн торговля, онлайн потребление, онлайн здравоохранение, онлайн правосудие и другие виды жизнедеятельности человека).
Практическое применение равнозначности прав пользователей Интернета офлайн/онлайн форматах показывает, что бизнес-сообщество Казахстана не использует в своей работе традиционные печати и штампы компаний несмотря на их наличие. Проверка личности осуществляется как с помощью документов, удостоверяющих личность, так и с помощью электронно-цифровых подписей. Уплата налогов производится на основании цифрового индивидуального идентификационного номера. в 2020 г. процедура обработки данных вакцинации осуществлялась только в цифровом виде. Владельцам автотранспорта нет необходимости иметь традиционные права на вождение автомобилем или любые другие физические документы. Эти примеры подчеркивают переход к цифровизации и интеграции онлайн-процессов в различные аспекты бизнеса и повседневной жизни в Казахстане.
Индекс доступности информационных систем составил 99,95%.
Количество граждан, получающих оперативную консультацию по государственным услугам, ежегодно возрастает. Ежедневно каждый оператор разговаривает с десятками клиентов, ожидающих мгновенной реакции и решения своих проблем. В среднем в день контакт-центр eGov обрабатывает от 30 тысяч до 90 тысячи запросов в день. Рекордное количество обработанных запросов составляет более 100 тысячи звонков. В 2021 году контакт-центр eGov принял 20,0 млн. обращений, в 2022 году принято более 23,1 млн., в 2023 года – 29,3 млн. обращений.
Организация деятельности контакт-центра, выполняемая в соответствии с требованиями установленных стандартов, позволила достигнуть снижение времени ожидания ответа оператора с 1 минуты 17 секунд в 2021 году до 20 секунд в 2023 году. Процент граждан, дозвонившихся и получивших консультацию, составлял в 2021 году 96,3%, за 2022 год составил 98,3%, за 2023 год составил 98,7%. Улучшилось качество и полнота представляемой информации, так средняя оценка, полученная от пользователей в 2023 году, составила 4,84 балла.
Это свидетельствует о значительном распространении eGov.kz, портала электронного правительства в Казахстане, и отражает широкое использование цифровых сервисов и онлайн-платформ для доступа к правительственной информации, подачи заявок и проведения различных транзакций. Высокий индекс доступности демонстрирует приверженность правительства предоставлению эффективных и доступных цифровых услуг своим гражданам.
Государственные программы в области информатизации содержат поэтапную работу по закреплению прав человека в обычной жизни и в Интернете, а также формируется правоприменительная регуляторная база. Принцип равнозначности прав действует в отношении получения государственных услуг, применения электронной цифровой подписи, использования информационных технологий и другие.
Нормативно-правовая база, регулирующая сферу ИКТ и обеспечивающая защиту прав в Интернете и равный доступ для всех категорий населения, включает широкий круг законов, в том числе:
- Закон Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»
- Закон Республики Казахстан «О связи»
- Закон Республики Казахстан «О персональных данных и их защите»
- Закон Республики Казахстан «О доступе к информации»
- Закон Республики Казахстан «Об информатизации»
- Закон Республики Казахстан «О торговой деятельности»
- Закон Республики Казахстан «О платежах и платежных системах»